0
0
0

Дерево для гитары. Руководство по породам.

Дерево для гитары. Руководство по породам.

Основная часть гитар выполнена из дерева. Вы задавались вопросом: почему? Какое дерево для гитары лучше всего? Как правильно хранить деревянную гитару? В какой температуре и влажности? Далее мы ответим на часто задаваемые вопросы и вопросы, которые стесняются задавать.
Многие не придают сильного значения сорту дерева, не верят, что это влияет на звучание. Давайте разберемся глубже.

Что случается в момент нажатия на струну? Струна начинает вибрировать и создавать звук. Натяжение струны влияет на ее высоту звучания. Параметры струны, как диаметр, так и материал дают струне уникальный тембр (окрас звучания). Сейчас каждый музыкальный производитель бьет себя в грудь и говорит о наличии новых технологий и примочек для гитары, которые придадут ей неповторимое звучание. В некоторых случаях это оправдывает себя, но…

Для людей, которые пробовали играть на электрогитаре без ее подключения, суть дальнейшего разговора будет более ясна. Представьте перед собой не гитару, а струну, натянутую на дощечку. Если мы начнем извлекать из нее звук, услышим только жалкий писк. У нас получится короткое звучание без глубины и тембра. Ни бархатистого звука, ни длительной вибрации, сходящей плавно на нет, ничего – условный гитарный вакуум.

После страданий наших ушей от «голой» струны давайте возьмем в руки акустическую гитару. Уши в восторге! Как появляется этот замечательный звук? Поначалу действие аналогичное, дергаем струну, а далее звук и его вибрация попадают в круглое (резонаторное) отверстие гитары. Немного там «погуляв» и побившись о стенки корпуса, звук, окрепнув, возвращается обратно. В этом моменте дерево вносит свой вклад и отвечает за следующие действия:

• Масштабирование или усиление звука.
• Формирование обычных нот в уникальный гитарный «голос».
• Текучесть звука и время его звучания.

Почему дерево? Дерево в отличие от других материалов самое универсальное и дает лучшее звучание для струнных инструментов, среди остальных. На сегодняшний день гитарные производители обучились строить гитары из углепластика, карбона и так далее. Авантюристы не остались в стороне и в глубинках интернета можно найти гитары изо льда и даже воздушного шарика. С развитием технологий гитарные производители с целью экономии делают гитары из деревянного шпона, фанеры и ламината. Сохраняя честность, стоит отметить, что такие гитары достаточно неплохо звучат. Но, не смотря на это, гитару из массива ничто не заменит.

Среди других материалов, дерево самое «гибкое» для работы с ним и его настройки. У него высокая плотность, но камень плотнее. Дерево легкое и гибкое и вовсе не хрупкое. Поверхность дерева покрыта не большими порами, выступающими в роли маленьких резонаторов, у пластика таких пор нет.

Какое дерево применяется для производства?

Тут выбор достаточно широк, от привычной для нас ели до Мадагаскарского манго. Но основная часть гитар производятся из узкого круга проверенных пород деревьев, с которыми производители «общаются» на ты. Стандартные породы дерева позволяют проще их обрабатывать и настраивать отзывчивость дерева на звук. Важную роль играет музыкальный стиль инструмента, от этого зависит сорт дерева. Для общего качества инструмента производители компонуют разные сорта дерева, верхняя дека из ели гриф – красное дерево.

Пройдемся по самым популярным породам дерева, применяемые в наши дни.

Акустические гитары.

Породы дерева для акустических гитар. Большая ответственность за звучание ложится на верхнюю деку гитары.

Ель (spruce) – это самый часто используемый материал для изготовления верхней деки акустических и классических гитар. Ель придает звонкости и четкости звучания. Также часто можно встретить ель (sitka spruce). Инструменты более высокого ценового диапазона изготавливают из Энгельмана (Engelmann spruce), эта ель обладает мягким звучанием. В некоторых дорогих гитарах встречается верхняя дека из красной ели.

Красная ель – уникальная порода дерева, похожая по звучанию на ситхинскую ель, но с более глубоким тембром.

Кедр – вторая по популярности порода дерева для постройки верхней деки. Если сравнивать ель и кедр, второй обладает смягченным звучанием с поглощающим эффектом, по звонкости кедр проигрывает. Сказать какое из них лучше невозможно, ведь это дело вкуса, они находятся в одном классе и имеют свои особенности. Еще одной особенностью кедра является стабильность звука на протяжении многих лет игры на гитаре. Но если мы возьмем качественный массив ели, звучание с годами будет становиться все лучше.

Обечайка и задняя дека тоже вносят свой вклад в формирование звука и чаще всего они выполнены из одной породы дерева.

Для постройки задней деки часто используют красное дерево (mahogany). Достаточно популярная порода дерева среди гитарных производителей, помогает стать звуку стабильным и четким. Дерево помогает разделить ноты, чтобы они не превратились в кашу, это отлично наблюдается на высоких частотах. Такая порода дерева порадует любителей переборов, фингерстайла и универсальных «бойцов».

Палисандр – более высокая по цене порода дерева для задней деки. Дерево обладает приятной текстурой тёмно-коричневого тона разбавленного светлыми прожилками. Звук достаточно насыщенный и густой. Палисандр дает новое звучание низким частотам. Гитары с использованием палисандра будут приятны любителям чистого, насыщенного звучания и ритмовикам.

Другие породы дерева также встречаются в постройке задней деки. Коа, орех, клен, бубинга и множество других сортов походят на звучание палисандра или красного дерева.

Такие участки гитары как гриф, порожки, накладка практически не принимают участие в резонировании, их материал не повлияет на звук. Бытует мнение об участии грифа в продолжительности звучании нот, накладка берет ответственность за «атаку». Правда это или нет можно убедится только на личном опыте.

Красное дерево и клен заняли свою нишу в изготовлении грифа. 9/10 гитар оборудованы накладкой грифа из мягких пород палисандра, на дорогом инструменте встречается черное дерево. Черное дерево уникально в своем роде и помогает немного выразить атаку. Но, к сожалению, эти элементы, по сравнению с корпусом гитары, не влияют на звук.

Электрогитары.

Годы споров и «войны» среди музыкантов происходили по вине главного вопроса – влияет материал электрогитары на звук? Аргументы противников данной теории весьма убедительны. Электрогитара не обладает резонатором, звук переходит к звукоснимателям и продолжает свой путь к усилителю. Относительно недавно на свет родился подвид электрогитары – сайлент-гитара, у нее совершенно нет корпуса. Спустя время, множество споров и экспериментов все-таки обнаружилось воздействие дерева на электрогитару и оно весьма ощутимое.

Мы уже определились что корпус гитары и отвечает за ее звучание. Но по сравнению с акустической гитарой, электрогитара разбалована и может строиться из большего круга пород деревьев. Самые частые из них:

• Alder или ольха. Ольха занимает первое место по популярности использования ее в постройке электрогитар. Его стабильные показатели позволяют быть в нем уверенным. Дерево соблюдает частотный баланс, применяется для многих жанров музыки.

• Basswood или липа. Ольха и липа практически близнецы, структура деревьев схожа. Наряду с другими липа достаточно хорошо выделяет средние тона, верхние и нижние звуки смягчены. Дерево достаточно мягкое и нуждается в достаточном слое лака.

• Mahogany – красное дерево. Идол для любителей тяжелой музыки и густого звука. Дерево подчеркивает басовую линию и добавляет акцента нижней части средних частот. Мягкие верхние частоты. Верхние ноты получаются достаточно четкими благодаря тонкому слою клена на верхней части гитары. Но это не так часто встречается.

• Агатис. В музыкальных кругах агатис нарекают аналогом красного дерева. Хотя почему так, непонятно. Ведь агатис из семейства сосновых и к красному дереву никак не относится. Но все неспроста. Махагон и агатис похоже внешне и по звучанию. Все-таки агатис не дотягивает до красного дерева, в сравнении у него более плоский звук. Из такого дерева производят недорогие гитары. Оно легко подвергается обработке и не составляет трудностей при производстве.

• Свамп Аш или болотный ясень. Данный сорт дерева распространен на юге США, преимущественно растет на болотах. Достаточно легкое дерево с открытыми волокнами и большими порами. Нестандартное строение дерева позволяет ему быть отличным резонатором и имеет широкий динамический диапазон. Болотный ясень представляет насыщенные басы и звонкие как медные колокольчики верхи.

• Северный ясень. Брат болотного ясеня будет плотнее и тяжелее. Дерево помогает длительному звучанию и звонкой манере. Главный минус таких гитар – ощутимый вес. В наши дни потерял популярность с приходом липы и ольхи.

• Не столь популярные сорта но достаточно экзотические: корина, орех, падук, гавайское коа, австралийский лэйсвуд и другие.

Если в акустике нам необходимо смотреть в оба на корпус гитары, электрогитара требует внимания к ее грифу. Когда у нас нет массивного резонатора, такие вещи как пороги, накладка и гриф добавляют «веса» звучанию. Чаще всего гриф производится из клена и красного дерева. Красное дерево делает акцент на мягком звучании и вязком звучании, клен обожает подчеркивать верхние частоты. Любители соло партий и «стеклянного» звука, отдают предпочтение клену, он помогает услышать каждую ноту. Накладка грифа имеет аналогичную ситуацию с акустическими гитарами, ранее мы обсуждали это. Но электрогитары иногда появляются и с кленовой накладкой, это превращает «стеклянный» звук в «кристальный».

На чем остановится, какое дерево лучше?

Какое дерево для гитары лучше? – это в корне некорректный вопрос. Дайте себе ответ на простой вопрос – что вы хотите играть? Какая музыка вам нравится? Следующая ступень это определение стиля игры. Импровизационные мелодии или партии ритма?

Если ваш взгляд упал в сторону электрогитар, то придерживайтесь следующих советов: красное дерево и агатис для тяжелой музыки, если вам необходим компромисс между тяжелым стилем и импровизацией, подбирайте гитару с сочетанием клена и красного дерева, например гриф из красного дерева, корпус из клена или наоборот. Клен и болотный ясень придутся по вкусу любителям «кристальной» музыки. В случае неопределенности обратите внимание на липу или ольху, на начальном этапе они вас не подведут.

Желаем вам встретить неповторимую гитару!

Комментарии