История одной группы. Игги Поп и The Stooges

История одной группы. Игги Поп и The Stooges

Тот, кто постоянно выпадает из окружающего контекста, рано или поздно должен найти свое место под солнцем или хотя бы на сцене. А можно создать нечто такое, в чьих правилах будет временами «выпадать» из своего обычного состояния во благо музыкальному прогрессу. Думал ли Игги Поп в далекие 70-е, что станет законодателем моды «стейдж-дайвинга» - вряд ли, а вот, что повлияет своим дрянным саундом на будущее поколение рок-исполнителей – это даже не обсуждается. Конечно, да! И судя по тому, сколько раз икнулось Игги при исполнении его композиций другими группами, вполне оправданно, что музыканта зачислили в ряды крестных родителей панк-рока вместе с Патти Смит. Хотя стоит отметить, что Игги Поп никогда не играл панк-рок в чистом виде (по крайней мере во времена первой волны The Stooges) и был далеко не первым, кому пришлось покопаться в песочнице прото-панка. До него уже успели наследить такие группы как The Who, The Beatles, The Troggs. Но действительность настолько сурова, что без второго отца не обойтись. На этот случай и существуют крестные отцы!

Кто такой Джеймс Остенберг?

Человек, который начал свой путь в новолуние, и в последствии ставший бродягой. На самом деле, это тот же Игги Поп, но до того момента, как он об этом узнал. Джеймс родом из небольшого трейлерного поселка штата Мичиган, окруженного шумом Детройтского шоссе, где вместо улиц были сплошные дорожки с мусором. Более того, трейлер, в котором обитала семья будущего «крестного отца», носил название «Новолуние», размером всего-то 13,5 метров в длину и 2,4 в ширину. Позже, лет так с 13-14, Остенберги переехали в более комфортабельное жилье, тоже трейлер, но с названием «Бродяга». Для экономии места в доме двери были раздвижные и без замков. Поэтому говорить о какой-то роскоши не приходилось. Единственный выход из подобного положения – закрываться в ванной и подолгу просиживать в гордом одиночестве или же уходить в поля. Сам Игги признался в том, что, будучи пацаном, не имел ни малейшего понятия о каких-то других жилищных условиях. Ему в голову не приходило, что существуют дома, стоящие на крепкой основе и которые не сдувает ветром. Дети из более состоятельных семей приходили на экскурсию в дом Игги лицезреть, как оно быть бедняком. Это было, правда, единожды, но ему-то казалось, что они приходили чисто из дружеских побуждений...

Хоть автоприцепные условия и доставляли неудобства, первый музыкальный опыт был нажит именно под звуки механического шума. Это влияние определило будущий гаражный звук The Stooges и благосклонность Игги к громыхающим тарелкам и гитарам, звуку электробритв, обогревателя и маминой сковороды. Несмотря на всю печальность положения, ненависть к буржуазии и, отчасти, нежелании быть как все, в 14 лет еще пока что Джеймс Остенберг, приобретает на деньги, взятые взаймы, первую барабанную установку и начинает карьеру музыканта в качестве барабанщика The Iguanas.

В студенческие годы, которые длились целый семестр, ему посчастливилось играть в одной из лучших групп Мичигана – блюз-бэнде The Prime Movers, но, пропуская за чашечкой кофе не только первую лекцию, а и целый день, Джеймсу необходимо было уехать в Чикаго для основательного изучения блюза.

Почему «Игги Поп»

Большую часть своей сознательной и не совсем сознательной жизни (если брать во внимание периоды героинового опьянения) Джеймс Остенберг провел под вторым именем Игги Поп. «Игги» досталось в наследство от участия в гаражной группе The Iguanas, окрестившего коллегами по Prime Movers. С «Поп» все более прозаично. А дело обстояло так...

Первый концерт The Stooges состоялся на сцене Грэнд Болрум. История умалчивает, в чем были одеты остальные музыканты группы, но ярко демонстрирует парадный наряд мистера Игги. Белая ночная рубашка до пят, африканский самодельный парик из фольги, мейк-ап как у мима и отсутствие бровей. А зачем они нужны? Поскольку в клубе было невероятно жарко и бил яркий свет, веки музыканта раздулись до невозможных размеров. И после этого-то за ним закрепилось это «Поп». К тому же, у Игги был друг по имени Джим Поп с проблемными нервами и отсутствием бровей и волос на голове. По всей видимости, Игги решил щегольнуть в новом амплуа – «парня без бровей» и в конечном итоге получил себе второе имя, которое узнают намного чаще, нежели его настоящее.

Скорей всего Игги догадывался, что играть блюз так, как играют настоящие чернокожие блюзмены, чтоб аж мед сочился из пальцев, он вряд ли сможет. Поэтому решил овладеть всей возможной техникой написания музыки и текстов песен, и перевести это мастерство в более примитивную форму, добавив мощного звука. Тем более, как позже признался Рон Эштон (экс-гитарист The Stooges), громкость звука придавала их музыке жизнь.

После неудавшейся карьеры политика, ведь Игги в детстве мечтал стать политиком, он все-таки принял окончательное решение стать музыкантом. Мысль о том, чтобы вернуться из Чикаго в Мичиган, найти тройку добровольцев, которым не нравится окружающий звук, и сколотить группу, не заставила себя долго ждать.

В 70-е никто из группы, за исключением Игги, толком не умел играть на музыкальных инструментах. Игги был хорошим барабанщиком с неплохим багажом опыта, но ради The Stooges ему пришлось переквалифицироваться во фронтмены, уступив свое место Скотту Эштону. За гитару сел брат Скотта Ронни, а позже подключился и Дейв Александр на басу.

Шел 1967 год. Репетиция за репетицией... Но на самом-то деле разговоров в первые месяцы существования группы было больше чем реальной игры. В то время Игги Поп жил у своих родителей, дескать, денег не было для самостоятельной жизни. И каждый день, особенно в студеную зимнюю пору, Игги приходилось преодолевать немалое расстояние к репетиционной базе, которая находилась в подвале братьев Эштонов. Затем длительное время будить Ронни и Скотта, любивших поспать до полудня, и где-то с часов двух до четырех нормально поиграть. В 4 вечера возвращалась с работы мать Эштонов и музыкальные посиделки прекращались.

Более серьезные разговоры о музыке начались в 1968, когда The Stooges выступали в Мичиганском университете. Тогда-то они и встретились со своим будущим менеджером Дэнни Филдзом, который подыскивал кандидатуры для записи на Elektra Records, славящеюся своим сотрудничеством с молодыми The Doors. Игги всегда стремился быть лучше, быть на вершине, прыгнуть выше своей головы. Это повлияло и на специфику самой группы. Помимо звука, The Stooges хотели отличаться не только текстами, а и бесшабашным поведением на публике. А теперь по порядку...

То, что The Stooges никогда не были коммерчески успешной группой, это факт, а первые три альбома (The Stooges, Fun House и Raw Power), которые сейчас считаются культовыми в рок истории, в свое время пасли задних. Ну и ладно. Не складывались полюбовно отношения с рекординговыми компаниями, как у группы, так и у Игги в качестве сольного исполнителя. И тем не менее, только в третьем альбоме можно заметить появление более серьезных текстов, посвященных войне во Вьетнаме, смерти и одиночеству. Хотя это группу в 70-е не спасло....

Слава к группе не пришла очень быстро. Точнее она показалась, как в группе начали появляться первые трещины. Основой этой славы был Игги Поп, устраивая кутежи во время выступления, начиная с самого дебютного выхода «марионеток». То ему вздумалось забраться на противопожарную трубу над сценой, обломав все что можно и нельзя, то «облаять» слушателей нецензурной лексикой, оплевать их, но это еще ничего. Коронным жестом Игги были раздевание, вплоть до демонстрации причинных мест, «выпадение» со сцены, а так же кровавые ритуалы, так сказать для общего эффекта, чтобы ночью не хотелось спать. А ведь кумиром Игги всегда был Джим Моррисон, правда, ученик превзошел своего учителя, став опасным для фанатов. Но, как ранее уже было сказано, настолько телесная слава не уберегла группу от распада...

Если хочешь сплотиться с определенным кругом людей – соверши преступление и тогда доля ответственности достанется каждому. В случае со The Stooges – музыканты просто поделили кислоту и время от времени приторговывали травкой. Временное приторговывание переросло в наркобизнес, а «сезонные» отвлечения от музыкального процесса превратились в то, во что превратились – на сцене начали убывать части барабанной «кухни»: сначала том-том, хай–хэт, тарелки, рабочий и гаражный рок The Stooges остался без ритм-секции. Затем работу потерял и бас-гитарист Дэйв Александр, дошедший до кондиции во время поп-фестиваля на Гуз-лейк в 70-ом, позабыв все свои гитарные партии.

Сила семейного духа группы дала сбой и потихоньку начала рассыпаться. До 2003 года проводились неоднократные попытки воссоединения группы, но они были настолько тщетными, что каждый из «марионеток» начал свой собственный музыкальный путь. Игги углубился в сотрудничество с Дэвидом Боуи, а братья Эштоны создали The New Order. А в 2010 «марионетки» введены в зал славы рок-н-ролла...

Игги Поп – живая легенда

Джеймс Остенберг или Игги Поп, это уже как будет угодно, всегда нарекал на славу, но тем не менее никогда ее не стыдился. На взлете своей музыкальной карьеры музыкант был уверен, что успех лишает человека запаха, превращает его в некоего «Ангела Чарли» со стерильным душком. И все же, каждый раз выходя на сцену, обнаженный торс Игги был узнаваем до невозможности: словно улыбка Мика Джагера или черные вьющиеся кудри Моррисона.

Славы Игги добавило его непосредственное влияние на будущее поколение панк и грандж исполнителей, которые, в общем-то, и прозвали его крестным отцом. От Курта Кобейна до Иэна Кёртиса музыканты успешно усваивали уроки игры на гитаре, играя жесткий саунд, внедряя быстрый темп в свои композиции, перенимая эпатажное поведение на сцене и расширяя границы невозможного. Как говорил Игги: «Всегда ищите поляну, где никто еще не пасся...»

Комментарии