0
0
0

Изучение мелодии на гитаре. Учим правильно и постепенно.

Изучение мелодии на гитаре. Учим правильно и постепенно.

Перед написанием статьи мы прошлись по улочкам интернета и повстречали большое количество подобной литературы, по типу «Ступени изучения музыкальной композиции» и так далее. Бесспорно, каждая из этих статей уникальна и индивидуальна, чаще всего написана авторитетными людьми в музыкальном сообществе или людьми не публичными, но достаточно осведомленными. Мы акцентируем внимание на некоторых особенностях, возникающих при изучении нот или табов на акустической гитаре.

Пока остановимся на понятии «ноты».

С набором популярности табулатур и ведеоразборов, большинство начинающих и не только, гитаристов, пренебрегают изучению нотной грамматики и произведения на основе нот. На первых порах, если вы начинающий, это не скажется на вашем понимании гитары, ведь оно пока примитивно, но в дальнейшем, когда вас посетит желание приступить к более сложным композициям или научится импровизации на гитаре, в этом случае ноты могут пригодиться. Ноты несут в себе больше информации, чем табулатуры.

Банальный пример: расположение бемольных и диезных знаков рядом со скрипичным ключом. Что это значит и сколько их? На этом строится тоника произведения (запрос в гугле «кварто-квинтовый круг тональностей» выдаст вам более 14 00 результатов, использовать такую справку не составит труда).

Одним из главных минусов табулатур считается их «оцифрованость». Пометка лада и струны у нас вызывает запоминание, где играть, а нотный текст помимо «геолокации» познакомит нас с нотой, и какая гармония за ней следует. Помимо этого в объемных произведениях насыщенных множеством мелизмов табулатуры могут вас запутать.

Теперь давайте перейдем к нашей теме.

Когда табы или ноты пришли к нам из интернета (на сегодня это в 99% случаев), сделайте их полную распечатку, чтобы у вас перед глазами находился полный музыкальный текст. Это позволит нам отследить разбитие мелодии на части (про это нам скажет двойная черта такта или обозначения в духе А, В, с и другие, не перепутайте их с аккордами).

Перед тем как приступить к обучению, внимательно прослушайте произведение (чем больше, тем лучше), параллельно ведя пальцами по нотам в темпе композиции. Это позволит запомнить ритм произведения и полагаться не только на сухой рисунок в нотах. Обращайте внимание на ключевые знаки и размер, они могут быть не только в начале нотного текста, но и в середине. Далее тональность или размер мелодии могут измениться, стоит подготовиться.

Будет отлично, если в сольной композиции для акустической или классической гитары (современная, классическая или «фингерстаил композиция) штили нотных знаков повернуты в разные стороны, вниз или вверх, зависит от голосоведения. Чаще всего, верхний голос – это сама мелодия и штили будут смотреть вверх, а нижний голос – аккомпанемент (штили вниз). Для проработки рекомендуем поиграть мелодическую и басовую линии отдельно и после совместить их.

Даже если вы владеете файлом Guitar Pro, который может «озвучит» табулатурный текст, рекомендуем вести счет, соответствуя с размером композиции, 4/4, ¾ и так далее.

Не забываем просматривать длительности пауз и нот при счете долей, опять же в гугле вы наедете достаточное количество информации по запросу «длительности нот и пауз». Для начала лучше самому вести счет, а после стараться играть параллельно записи.

Нам на помощь приходит старина метроном. В наши дни его можно встретить не только как самодостаточное устройство, но и в виде приложения на телефон или компьютерной программы.
Метроном готов нам помочь не только со счетом, но и начать отработку мелодии в низком темпе и постепенно наращивать скорость по 5 – 6 пунктов за раз. Особенно такой подход необходимо проявлять в трудных местах композиции. Отрепетируйте такие участки отдельно от других частей и после воссоедините.

Важную часть внимания уделяйте аппликатуре (последовательность игры правой и зажатие левой). Правильным вариантом аппликатуры считается удобная, и речь не идет о комфортном зажатии одной позиции, речь о позиции, которая без проблем может перейти в другую, не совершая глобальных изменений.

Когда мы привели нашу технику в порядок, время переходить к музыкальности нашей мелодии, а именно: проработке выразительности игры, осознанности исполнения (автоматизация), расстановка акцентов и присвоение динамических характеристик определенному участку.

Банальное выделение акцента – это сильная доля. Сильная доля – нота такта, что совпадает с первым ударом метронома. Выделить такую ноту можно громкостью.

Бывают случаи, когда наша сильная доля может сместиться на одну вперед или назад (это применимо в блюзе и джазе). Вам повезет, если нотный лист будет содержать в себе динамический оттенок, гугл вам про это расскажет, но отсутствие это не беда: это можно сделать на слух и позже, с приходом автоматизма, попробовать внести свои коррективы и предпочтения. Характер произведения определяет место динамичного момента, он может быть в начале, и мелодия будет постепенно затухать или наоборот.

Когда наше произведение неоднозначно в плане ритма, тут можно включить фантазию и самостоятельно поиграть с темпом в некоторых местах мелодии. Сделать паузу, плавное перетекание или скоростной отрезок.

Что делает любую композицию в ваших руках уникальной? Правильно – это музыкальный образ. И тут мы может дать волю фантазии и послушать, что вызывает данная мелодия у вас и вставить этот «фильтр» в ваше исполнение. Это привнесет индивидуальности. Образ должен возникать в первую очередь у вас и только после у слушателя. Образы могут отличаться. Но их наличие делает из набора нот, собирательную картину.

С появлением желания выступить на публике нам необходимо задуматься о автоматизации нашей композиции. Это не составит труда, если вы соблюдаете вес вышеперечисленные пункты и знаете не только аппликатуру мелодии, но ее размер, ритм, тональность и всю структуру. Так вы не просто запомните мелодию механически, но и будете понимать ее интуитивно.

На этом все. Благодарим вас за внимание, надеемся, что статья была для вас полезной и поможет вам в изучении любимых мелодий.

Комментарии